Почему женщины чаще страдают от мигреней?

Мигрень – это неврологическое заболевание, наиболее частым и характерным симптомом которого являются эпизодические или регулярные сильные приступы головной боли.

В 2000 году мигрень была включена в список заболеваний, имеющих глобальное значение, так как оно существенно влияет на качество жизни человека. По данным Всемирной организации здравоохранения (далее – ВОЗ), около 12 % населения в мире страдают мигренью. Она вошла в 10 первых расстройств, вызывающих нетрудоспособность. Интерес врачей к мигрени определяется еще и вероятностью тяжелых осложнений мигрени. Мигрень определена ВОЗ как фактор риска церебральных инсультов, «немых» инфарктов и поражения белого вещества головного мозга.

Распространенность мигрени у женщин колеблется от 11 до 25%, у мужчин – от 4 до 10%. Обычно впервые мигрень проявляется в возрасте от 10 до 20 лет. В детском возрасте распространенность мигрени выше у мальчиков, затем она быстрее увеличивается у девочек и остается значительно выше у женщин, чем у мужчин, даже после 50 лет. В возрасте 35 – 45 лет частота и интенсивность приступов мигрени достигают максимума, после 55 – 60 лет у большинства больных мигрень прекращается. У 60 – 70% пациентов заболевание имеет наследственный характер. Опубликованные на днях исследования в журнале Frontiers in Molecular Biosciences демонстрируют механизм развития мигрени и объясняют, почему женщины страдают от этой проблемы чаще, чем мужчины.

Исследователи предполагают, что половые гормоны влияют на клетки, расположенные вокруг тройничного нерва, и связанные с ним кровеносные сосуды в голове. При этом эстрогены, активность которых максимальна у женщин репродуктивного возраста, играют важную роль в повышении чувствительности этих клеток, что и вызывает мигрень.

Феррер-Монтиель из испанского университета Мигеля Эрнандеса (Universitas Miguel Hernández) и его команда выявляли, какую роль конкретные половые гормоны могут вызывать мигрень. Некоторые гормоны (например, тестостерон), защищают от мигрени, в то время как другие (например, пролактин) усиливают мигрень.

Тем не менее, именно эстроген ученые выделяют, как ключевой фактор для понимания причин мигрени. На него обратили внимание из-за большей распространенности мигрени у женщин в период менструации. В настоящее время данные исследовательской группы показывают, что эстроген и изменения его уровня повышает чувствительность клеток, расположенных вокруг тройничного нерва. Таким образом, он способствует возникновению мигрени.

Мигренозная боль чаще бывает пульсирующего и давящего характера, обычно захватывает половину головы и локализуется в области лба и виска, вокруг глаза. Иногда может начинаться в затылочной области и распространяться к переди в область лба. У большинства больных сторона боли может меняться от приступа к приступу. Продолжительность приступа у взрослых обычно колеблется от 3 – 4 часов до 3 суток и в среднем составляет 20 часов. При эпизодической мигрени частота приступов варьируется от одного приступа в 2 – 3 месяца до 15 приступов в месяц, наиболее типичная частота приступов – 2 – 4 в месяц.

Выделяют несколько основных видов мигрени: мигрень с аурой, без ауры, офтальмоплегическую мигрень. Кроме того, существуют формы мигрени, осложненные мигренозным статусом или инфарктом мозга. По Международной классификации головной боли 2-го пересмотра, самый частый вид мигрени – мигрень без ауры. Мигрень без ауры (простая или обыкновенная мигрень) не сопровождается очаговой неврологической симптоматикой. Возможны предвестники в виде состояния эйфории или депрессии, чувства голода, нарушений сна. При мигренозном статусе бывает повторная рвота, обезболивающие препараты, которые ранее помогали, оказываются неэффективными.

При мигрени с аурой возникает очаговый неврологический дефицит, он нарастает и полностью регрессирует в течение 1 ч. Симптоматика нарастает постепенно, на протяжении нескольких минут, и исчезает так же постепенно. Мигрень с типичной аурой (классическая мигрень) начинается со зрительных нарушений (появление блестящих точек или блестящей ломаной линии). В структуре мигренозного приступа с аурой выделяют 5 фаз: фаза продромы, фаза ауры, фаза головной боли, фаза разрешения приступа, фаза восстановления.

Мигрень – заболевание, нарушающее социальную адаптацию человека. Эффективность лечения мигрени может достигать 95%, однако, низкий процент от проводимого лечения может быть обусловлен двумя факторами: недисциплинированностью самих пациентов в отношении приема препаратов, а также недоучетом врачами всех факторов, влияющих на проявление болезни.

Источникжурнал Frontiers in Molecular Biosciences

В НАШЕМ МЕДИЦИНСКОМ ЦЕНТРЕ МИГРЕНЬ ЛЕЧИТСЯ КОМПЛЕКСНО – РЕФЛЕКСОТЕРАПИЕЙ И МАССАЖЕМ.